Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Мой Ершов

Четверг, 09.12.2021

14:27
История города Ершова

Ершов – небольшой город в Саратовской области, расположившийся у истока реки Малый Узень. Расстояние от областной столицы, города Саратова до Ершова составляет 180 км. Ершов занимает территорию в 343 кв. км.

Первые упоминания о поселениях людей в этой местности приходятся на середину 18 века. Согласно указу Екатерины Второй сюда ехал народ со всей Украины и центральной части России для освоения новых земель.

Сюда же в ссылку отправляли провинившихся и неугодных. Например, за поддержку поляков в восстании, сюда сослали часть литовцев. Из-за смешения кровей, тут до сих пор часто можно встретить людей европейской наружности – светлые, почти белые волосы в сочетании с прозрачными голубыми глазами.

Существует одна интересная версия происхождения названия города. Инженер, которому поручили строительство станции, носил фамилию Ершов.  Как и полагается, работников инженер нанимал из окрестных сёл и деревень. Между строителями при встрече часто происходил следующий диалог:

— Ты чей будешь?

— Ершов.

Так и повелось.  Впоследствии, все, что здесь строилось, стало называться Ершовым.

Сейчас ёрш официально размещен на гербе города.

Ершов
Герб города Ершов в Саратовской области

По официальным данным, население города на сегодняшний день составляет около 20 тыс. человек. А ведь когда-то Ершов представлял собой маленький населенный пункт, образовавшийся вблизи станции с одноименным названием.

Всего лишь за сто лет Ершов превратился в современный административный центр с развитой инфраструктурой, промышленными предприятиями и собственным телевидением.

Ершов основан в 1893 году в связи со строительством Рязано-Уральской железной дороги. Уже в 1904 году здесь появляется первая школа. Этот факт как нельзя лучше подтверждает быстрый прирост населения тогда еще маленького посёлка.

В 1923 году появляется первая библиотека (на данный момент их две), а еще через несколько лет выходит первая газета «Ленинский путь».

В 1928 году Ершов приобрел статус районного центра, а начиная с 1963 года, внесен на карту России в статусе города.

С 1936 года и по нынешний день, Ершов входит в состав Саратовской области. Ранее поселок числился в составе Самарской губернии.

На данный момент город является одним из главных автомобильных и  железнодорожных узлов России.  Пути расходятся во всех направлениях.

Поезда идут в Саратов и Москву, в противоположном направлении в Среднюю Азию, Сибирь и на Урал. Также следуют в сторону Балаково и Пугачева, еще двух крупных административных центров области.

Строительство локомотивного депо началось еще в конце 19-го века. В то же время началась постройка цехов для устранения мелких неполадок подвижных составов. Уже в первые годы 20-го века со станции отправлялось более 10 тыс. пассажиров и около 12 тонн различных грузов.

В наше время при станции Ершов функционирует уже большое локомотивное депо и полноценная вагоноремонтная мастерская с большим количеством цехов.

Существенную роль в экономике города играет сельскохозяйственная отрасль. В Ершовском районе официально зарегистрировано более 60 частных фермерских хозяйств и 18 государственных сельскохозяйственных предприятий.

Приоритетной областью сельского хозяйства является животноводство, меньшая доля приходится на растениеводство.

В Ершове находятся несколько минеральных источников и месторождений щебня.

В самом городе и его окрестностях находится несколько крупных промышленных предприятий государственного масштаба. Например, завод «Агродеталь» — основная база по изготовлению и ремонту сельскохозяйственных машин и инвентаря, база «Ершовская» занимается производством сельскохозяйственной продукции и техники, ООО «Промстройинвест» — завод по производству кирпича, а ООО «Альянс-Недра» занимается добычей и переработкой щебня.

В наши дни, Ершов представляет собой маленький, но вполне современный промышленный город. Здесь есть все для комфортного проживания. В Ершове функционирует около 40 детских садов, более 20 школ, музыкальные и спортивные школы, различные кружки и секции для детей и взрослых, есть свой дом культуры и творчества, кинотеатр и библиотеки. В городе есть несколько техникумов и филиал саратовского университета.

Отдельного описания требует местный краеведческий музей. Находится он в здании «Дворца пионеров». С виду, это ничем непримечательный панельный двухэтажный дом, но, заходя внутрь, человек как будто попадает в прошлое, на сто лет назад.

Здесь все пропитано духом старины. Помимо предметов быта первых поселенцев, старых фотографий и карт, встречаются весьма интересные экспонаты.

Например, чемодан, с которым приехал Василий Кузьмич Стёпин, один из первых поселенцев города. Василий Кузьмич приехал обживать новые земли вместе со всей семьей и доверительной бумагой, которая предъявлялась по требованию жандармерии, и давала право строить дом, работать и селиться на законных основаниях.

Особого внимания также заслуживает директор музея, Ольга Федотова. На одной из стен музея висит фото ее бабушки, которую шестнадцатилетней выдали замуж. Муж был настолько стар, насколько и богат.

Продолжение этой интригующей истории можно услышать от самой Ольги Федотовой, если попросить об этом.

Музей вообще настроен больше на сохранение летописей жизни и мемуаров самих ершовцев, их таких разных: сложных и не очень, судеб.

Какие места еще можно посетить и посмотреть в городе?

Центральная городская площадь тоже вполне достойна внимания. В центре, как и в большинстве остальных российских городов, располагается памятник вождю пролетариата, В.И. Ленину.

Площадь очень красиво и гармонично организована и вписывается в общий городской колорит. Есть пешеходная зона для прогулок.

Еще один интересный архитектурный памятник – «Дом господ машинистов». Если есть свободное время, можно устроить небольшую произвольную экскурсию.

Можно заглянуть в железнодорожный музей, который находится на территории локомотивного депо.

Несколько интересных исторических фактов города Ершова

         Один из Маршалов Советского Союза, Г.К. Жуков начал свою военную карьеру именно с железнодорожной станции Ершов. История гласит.

В 1919 году, весной красноармейцы несли потери, и Восточный фронт перешел во власть к Белым. Военные части под руководством Колчака медленно, но верно двигались в сторону Волги.

М. В. Фрунзе укрепил военные силы в Самарской Губернии, ожидая столкновения с армией Колчака. Белые все сильнее пробирались к низовьям Волги, к Самаре и Саратову.

Путь казаков пролегал через важную путевую развязку, тогда еще маленькую железнодорожную станцию Ершов. Ершовцы оказались в незавидном положении. М.В. Фрунзе тут же получил письменное распоряжение от А.А. Самойло – приложить максимум усилий и активизировать все резервы для вытеснения белых с занятых позиций.

В то время Жуков сделал первую запись в своем военном дневнике: «На станции Ершов запомнилась выгрузка войск. Оголодавшие за время пути, пехотинцы красной армии попрыгали из вагонов, когда поезд еще полностью не остановился, бросились бежать на продуктовые рынки, накупили хлеба и тут же его уничтожили».

Небольшой поселок в степи уже тогда был знаменит ярмарками, на которые съезжались все окрестные крестьяне.

Ершов был центром всех перекрестных пеших дорог и серьезным железнодорожным узлом.

Таким образом, Жуков очень точно описал место начала своего военного пути.

Еще одна интересная, но трагичная история связана с двумя улицами в городе.

В самом начале 1918 года проходил очередной общекрестьянский съезд в Новоузенске. По решению съезда было принято признать власть Советов. Но признание не означает мгновенного подчинения, тем более в столь удаленном от столицы месте.

Чтобы окончательно побороть белых казаков, было принято решение сформировать отряд красных войск. Вступило в отряд 70 добровольцев.

Отряд быстро принялся за работу и первым делом подавил восстание кулаков в селе Миус.

Основной задачей мятежников было свержение районной советской власти, захват железнодорожной станции Ершов и открытие пути белой армии для продвижения в сторону Саратова.

Отряд направился в село Марьевка. На тот момент командиром отряда был А.Ф. Ланге. Ланге занимал должность коменданта станции Ершов.

Завязался кровопролитный бой, 70 красногвардейцев на 1000 белых. Командир отряда был смертельно ранен, а последним его приказом было — отступать. Два ближайших соратника Ланге, главный слесарь вагонного депо В.В. Гайдук и контролер станции И.Ф. Землянский не приняли во внимание приказ боевого командира и продолжили боевые действия. Результат оказался весьма трагичен.

Белые буквально растерзали их тела врагов, а останки разбросали по разным местам.

Мобилизованные из столицы, войска красной армии, подоспели к месту событий только через несколько дней.

Найденные останки, павших в неравном бою героев, похоронили в братской могиле на главной площади города.

А сейчас в честь В.В. Гайдука и А.Ф. Ланге названы две улицы города.

Памятник павшим героям времен Гражданской войны по-прежнему находится в центре города.

Просмотров: 130 | Добавил: keonsq | Теги: Ершов | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции.
Некоторые материалы сайта могут содержать информацию, не предназначенную для детей младше 16 лет.

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на наш сайт.
При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка.
Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.
Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.